Дошкольный
возраст - период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития
музыкального восприятия. Музыкально-ритмические
движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в
движении. В зависимости от возрастного развития характер
музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.
На
четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения
самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, дети плохо
ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия.
Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни
достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным
характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реагировать на начало
и окончание звучания музыки и выполнять простейшие движения. Они способны
самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным
произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8
тактов). Однако эти реакции еще несовершенны. Дети легко осваивают метрический
рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные
темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.
Сформулируем конкретные задачи
музыкально-ритмического воспитания на музыкальных занятиях:
Развитие музыкально-ритмических навыков детей
Основные навыки и умения |
Задачи |
Общий характер музыки, регистровые изменения |
Приучать двигаться в соответствии со спокойным,
плясовым, маршевым характером музыки |
Динамические оттенки |
Двигаться в соответствии с динамикой (тихо,
громко) |
Темповые изменения |
Двигаться в умеренном темпе |
Метроритм |
Двигаться, передавая равномерный ритм |
Форма музыкального произведения |
Реагировать на начало звучания музыки и ее
окончание, на двухчастную форму |
Эти задачи решаются при выполнении музыкально-ритмических движений.
К
наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся
игры, пляски и упражнения.
Музыкальные
игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети
определенный сюжет или выполняют игровые задания.
В
сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетные
поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
В
сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений
(воробушек машет крыльями, зайчик прыгает).
Несюжетные
игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые
задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Важным
видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух
ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию
творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму
музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с
детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного
и того же движения в целях обучения.
Назначение упражнений различно:
♦ упражнения, используемые в целях совершенствования
основных движений (ходьба, бег, прыжки);
♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются
движения к играм и пляскам;
♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые образы,
движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади);
образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения
индивидуальных ролей.
Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют
развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие
игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на
движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения
заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями
связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному,
нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий