Музыкально-ритмические движения

 
    Дошкольный возраст - период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.
На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированы, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие движения. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов). Однако эти реакции еще несовершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.
Сформулируем конкретные задачи музыкально-ритмического воспитания на музыкальных занятиях:
Развитие музыкально-ритмических навыков детей

Основные навыки и умения

Задачи

Общий характер музыки, регистровые изменения

Приучать двигаться в соответствии со спокойным, плясовым, маршевым характером музыки

Динамические оттенки

Двигаться в соответствии с динамикой (тихо, громко)

Темповые изменения

Двигаться в умеренном темпе

Метроритм

Двигаться, передавая равномерный ритм

Форма музыкального произведения

Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание, на двухчастную форму



Эти задачи решаются при выполнении
музыкально-ритмических движений.
К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.
Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетные поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает).
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, прыжки);
♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам;
♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей.
Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий